Есть люди, чья жизнь — подвиг, граничащий с легендой. Такие люди, как говорят поэты, не умирают и не уходят в запас. Они обретают бессмертие, входят героическими образами в повести, поэмы, кинофильмы. К числу таких людей принадлежит Герой Советского Союза и Герой Социалистического Труда Кирилл Прокофьевич Орловский.
Родился Кирилл Орловский 30 января 1895 года в многодетной крестьянской семье в деревне Мышковичи Кировского района Могилевской области. Как и большинству крестьянских детей, ему мало пришлось учиться. С ранних лет он вдоволь испытал горькую долю крестьянской жизни. В 1915 году его призвали в армию. Сын крестьянина-белоруса, унтер-офицер царской армии Кирилл Орловский принимал участие в первой мировой войне, не колеблясь перешел на сторону Октябрьской революции и с оружием в руках защищал ее завоевания в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции.
Замечательный разведчик-чекист, талантливый партизанский командир — он героически сражался с кайзеровскими оккупантами и польскими интервентами, с войсками Юденича и бандами Булак-Булаховича. В 1921-1925 годах Кирилл Орловский вместе со своими боевыми друзьями Станиславом Ваупшасовым, Александром Рабцевичем, Василием Коржом, Викентием Шпаком и другими патриотами участвовал в партизанской борьбе против польских захватчиков в районах Западной Беларуси.
Возвратившись домой, Кирилл Орловский был рекомендован на учебу в Коммунистический университет национальных меньшинств Запада. Трудно было начинать студенческую жизнь в тридцать лет, имея за плечами всего четыре класса церковно-приходской школы. Но Орловский никогда не пасовал перед трудностями. И бывший партизан в пропитанной пороховым дымом гимнастерке сел за книги, учился упорно и самозабвенно. Его особенно увлекала история. Орловский часами просиживал в библиотеке, изучал труды русских и зарубежных авторов по истории войн и партизанского движения.
Учебу в университете Орловский сочетал с работой на заводах Москвы, а во время каникул студенты выезжали в коммуны и совхозы страны. Кирилл Прокофьевич так же искусно владел плугом и косой, как в свое время винтовкой, пулеметом и гранатой.
В мае 1930 года, после окончания комвуза, Кирилл Орловский вместе с женой приехал в Минск. Здесь ему вместе с Ваупшасовым, Коржом и Спрогисом было поручено ответственное задание: возглавить подготовку партизанских кадров на случай войны. Специальные инструкторы готовили подрывников-минеров, пулеметчиков, снайперов, парашютистов и радистов.
Яркой страницей в биографии Орловского является испанская эпопея. В числе более 40 тысяч антифашистов-интернационалистов из 55 стран мира он участвовал в борьбе против фашистских мятежников генерала Франко на стороне Испанской Республики. Орловский был советником в интернациональных разведывательно-диверсионных отрядах. С небольшим отрядом в 12 человек Орловский (псевдоним Стрик) прошел по тылам Франко сотни километров, взрывая по пути мосты, пуская под откос эшелоны, громя тыловые гарнизоны противника. Бойцы-испанцы партизанского отряда очень любили и уважали своего командира за его недюжинные способности разведчика, за острый ум, за умение молниеносно ориентироваться в самой сложной обстановке.
Начало Великой Отечественной войны Кирилл Орловский встретил в Китае, куда он был направлен для организации базы советской агентуры, так как ожидалась большая война с Японией и опыт Кирилла Прокофьевича был очень кстати. Но он рвался в родную Беларусь, захваченную врагом. В марте 1942 года пришел долгожданный ответ из Центра и Орловский был направлен в тыл врага на территорию Беларуси. Там он организовал партизанский отряд «Соколы».
Небольшая партизанская группа во главе с Орловским в конце октября 1942 года приземлилась на парашютах в районе Выгоновского озера в Барановичской области. Перед группой были поставлены сложные и ответственные задачи: вести постоянную разведку и сообщать в Центр сведения о размещении воинских частей и аэродромов противника, о строительстве складов, оборонительных сооружений. Особенно бдительно нужно было следить за возможной подготовкой противника к химической войне. Кроме этого, «Соколы» должны были проводить диверсии на железных и шоссейных дорогах, уничтожать живую силу и технику гитлеровцев.
За короткое время небольшая группа Орловского к лету 1943 года выросла в крупный партизанский отряд, насчитывающий более 200 бойцов. Отряд блестяще выполнял стоявшие перед ним задачи.
Во время одной из боевых операций в феврале 1943 года горстка лесных солдат во главе с Кириллом Орловским уничтожила большую группу высокопоставленных гитлеровских чиновников, в том числе «главного комиссара» Барановичей, управлявшего несколькими западными округами генерального округа «Беларусь». В этом бою Кирилл Орловский получил тяжелое ранение, в результате которого потерял слух и обе руки, которые были ампутированы партизанским врачом без наркоза обычной пилой.
Уже в конце мая 1943 года Кирилл Прокофьевич снова встал в строй, принял командование отрядом. С новой энергией закипела работа «Соколов»: в Центр полетели одна за другой радиограммы с ценными разведданными об итогах диверсий, о работе разведчиков и связных отряда в Барановичах, Бресте, Пинске, Белостоке и других городах.
В конце августа Орловский был отозван в Москву, а 21 сентября из Москвы в Машуковские леса пришла телеграмма: «Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 сентября 1943 года за успешное выполнение специального задания правительства Роману (псевдоним Орловского) присвоено звание Героя Советского Союза».
«Осенью меня вызвали в Москву. Я пришел к себе домой и остановился перед дверью. За дверью были жена и дети. Я постучал в дверь ногой, потому что позвонить мне было нечем…» — вспоминал Орловский. Трехкомнатная квартира в Москве и персональная пенсия не радовали этого беспокойного человека. Кирилл Прокофьевич принял решение ехать председателем колхоза в сожженную войной родную деревню Мышковичи Кировского района. Несомненно, главную роль в таком выборе сыграло его отношение к земле. «С детства люблю я свой лесной край, свою белорусскую землю. Что с того, что родила наша земля бедно и для тех, кто не знал ее, называлась неприветливой! Мне она была всегда такой, как родная мать», — говорил Орловский.
Летом 1944 года колхозники избрали Кирилла Орловского председателем колхоза «Рассвет» Кировского района Могилевской области. Это было трудное, полное испытаний время. Родная деревня, как и тысячи других, была разрушена, разграблена, опустошена захватчиками. Много трудностей ждало его на новом посту, но Орловский не растерялся. Пройдя суровую школу жизни, он задался целью не только создать здесь коллективное хозяйство, а сделать его образцовым. Свои знаменитые четыре «нет» председатель сделал законом жизни в хозяйстве: «не лодырничать», «не воровать», «не пьянствовать», «не пускать слов на ветер».
Старожилы Мышковичей вспоминали, как в первые дни председательства Орловский собрал группу уцелевших от войны местных жителей и стал прочесывать с ними в округе леса. Не по грибы-ягоды водил — отлавливали израненных, одичавших лошадей, лечили их травами, чтобы с помощью конской тяги заготавливать древесину для новостроек, пахать землю, перевозить выращиваемый урожай. Строили все заново на пепелище.
Уже через два года о «Рассвете» заговорили не только в районе, но и далеко за его пределами, а в колхоз пошли крестьяне из других деревень. В Мышковичах к тому времени появились животноводческие фермы, в амбарах — зерно, в колхозной кассе — деньги. Но Орловский был суров в оценках поведения своих членов колхоза. Кроме денежных штрафов, за пьянство и воровство виновные лишались приусадебных участков, исключались из колхоза, а порой попадали и на скамью подсудимых. Но в 60-х годах прошлого столетия действия председателя вылились в удивительный результат: воровать перестали. Люди поняли, что надежнее нажить благосостояние честным трудом, который щедро оплачивался знаменитым и поныне трудоднем системы Кирилла Орловского.
Председатель, будучи человеком напористым, вхожим в кремлевские кабинеты, смог добиться, чтобы колхозники «Рассвета», дававшие стране больше других продукции полей и ферм, могли пользоваться не только традиционной натуроплатой в виде зерна, картофеля, овощей, но и рублями, без которых в решении бытовых проблем никак не обойтись. Цена трудодня определялась общим собранием колхозников и зависела от результатов работы.
Исторической датой для хозяйства стало 20 января 1957 года. Именно в тот день колхозное собрание рассматривало и приняло перспективный план развития своего коллективного хозяйства. В результате чего в живописном месте в тени старых липовых аллей был построен первый колхозный санаторий. Каждый, кто своим трудом заслужил путевку, в течение 15 дней пользовался бесплатным медицинским обслуживанием, питанием и отдыхом.
Следующим шагом стало строительство Мышковской средней школы, пятую часть стоимости Кирилл Прокофьевич внес на строительство из собственных сбережений. А еще через год по его инициативе в Мышковичах появилась первая в Беларуси колхозная детская музыкальная школа.
Под руководством Орловского колхоз вырос в крупное многоотраслевое хозяйство, стал первым в послевоенном СССР колхозом-миллионером.
Кирилл Прокофьевич Орловский — человек-волк, человек-легенда, человек-плуг. Так о нем говорили современники, хорошо знавшие его. Его слова и планы никогда не расходились с делом. Крутой, прямой и честный мужик за свою бурную легендарную жизнь, кроме двух золотых звезд Героя — звезды Героя Советского Союза (1943) и Героя Социалистического Труда (1958), был удостоен пяти орденов Ленина, двух орденов Трудового Красного Знамени и многих медалей.
Умер Кирилл Орловский в 1968 году. Незадолго до своей смерти в одном из интервью он говорил: «Сейчас начали писать о разведчиках. Все больше скользят по детективной дорожке, щекочут душу острыми ситуациями. А суть-то не в этом. Острых ситуаций хватает и у преступников, у самых жалких уголовников. Суть в романтической чистоте чекистского сердца, в духовном богатстве этих замечательных натур, в святости идей и целей, которым всецело отдали себя великие труженики и герои. Разведчик — это человек значительный, избавленный от скверны мелочного восприятия жизни. Он лишен эгоизма и честолюбия, над ним не властвует тяга к наградам, почестям и карьере, он выше бытовых благ и гласных признаний. Это необычайно цельные, жизнестойкие, несгибаемые и в то же время очень простые, добрые, милые люди». Именно к такому образу человека стремился всю свою жизнь Кирилл Прокофьевич Орловский.
Память
Именем Кирилла Орловского назван колхоз «Рассвет», школа в Кировске, улицы в Могилеве, Бобруйске, Клецке. В центре Мышкович установлен бюст, у подножия которого два символа его человеческой судьбы — винтовка и плуг. О нем написаны книги, сняты фильмы — художественные и документальные.
Еще в 1920-е годы за проявленное мужество Орловского наградили именным оружием с надписью: «За боевую работу на Западном фронте». А в личном деле чекиста появилась краткая, но емкая характеристика: «Боевой, храбрый, испытанный, вполне надежный и преданный работник, человек, обладающий природным умом организатора». Много характеристик давалось Орловскому на протяжении всей его жизни, но именно эта в наибольшей степени характеризует его человеческие качества.
Продолжение следует…
При подготовке материала использовалась информация с сайта https://peramoga.belta.by