В Красной Армии Иван Филиппович с 1934 года. В 1936 году окончил военно-инженерное училище в Тамбове. После увольнения в запас продолжил учебу и в 1939 году окончил Новосибирский строительный институт. В 1940 году вернулся к армейской службе, окончил инженерные курсы. К июню 1941 год стал помощником командира инженерного батальона Западного Особого военного округа.
Лейтенанта Титкова Великая Отечественная война застала на западной границе СССР, в Пинске. С первого налета немецкой авиации он выскочил из дома, оставив жену с маленьким ребенком, и отправился в часть. Со своей семьей он встретится уже только на исходе войны. Часть была уже разбомблена, в город входили немецкие войска. Отступая на восток между первой и второй линиями немецкого фронта, Титков собрал вокруг себя разрозненные и деморализованные остатки частей Красной Армии и к середине июля вывел их с боями из окружения. В ходе отступления вел ежедневные дневники, события из которых легли в основу цикла рассказов писателя Алексея Толстого «Рассказы Ивана Сударева». Сражался в оборонительных боях в районе Гродно, Слонима, реки Неман, участвовал в Смоленском оборонительном сражении и Московской битве.
В июне 1942 года капитан Титков был направлен в распоряжение Штаба партизанского движения Западного фронта, окончил курсы в Барвихе и был десантирован в тыл врага. Там в августе 1942 года на базе отрядов Дьякова, Автушко, Долганова Иван Филиппович создал партизанскую бригаду «Железняк» и стал ее командиром.
Бригада «Железняк» родилась на базе подполья Бегомльщины, которая передала в ее ряды своих лучших патриотов. Бригада состояла в основном из местных жителей, что было особенно важно. Партизаны знали свой район, людей и условия. Это облегчало дело с материальным обеспечением. Бегомльский район послал в партизаны примерно 23% своего населения. Здесь каждая семья являлась партизанской. Военнослужащих, вышедших из окружения или бежавших из плена, насчитывалось лишь 8%. Численность бригады порой превышала 2,5 тыс. человек. Кроме того, она имела несколько сот бойцов в резервно-учебном отряде и тыловых подразделениях, несколько тысяч в составе местных команд сельской обороны. За их счет на время боев с карателями бригада вырастала до 3-4 тыс. человек.
К началу ноября 1942 года обстановка в Бегомльском районе резко обострилась. Вражеские гарнизоны активизировали свои карательные действия. Бригада «Железняк» решила выступить в защиту мирного населения и нарушить взаимодействие между вражескими гарнизонами. После первых дней боев бригады заготовительные мероприятия оккупантов, а также угон людей в Германию были сорваны по Бегомльскому и частично по Докшицкому районам. Выведены из строя межрайонные дороги Докшицы — Лепель, Бегомль — Докшицы, Докшицы — Плещеницы, Бегомль — Долгиново. Главные объекты дороги Докшицы — Лепель, мосты через Поню, Берещину, Мусковицу были уничтожены бригадой «Железняк».
Шоссе Минск — Витебск, по которому постоянно передвигались значительные силы врага в важнейших направлениях (Смоленск, Ельня, Москва), усиленно охранялось фашистскими гарнизонами, поэтому его ликвидация была важным и в то же время очень сложным заданием. На подготовку затратили пять дней и в ночь на 28 ноября 1942 года начали операцию. Враг был застигнут врасплох. На дороге Бегомль — Борисов при содействии местного населения было разрушено 10 мостов, 20 км постоянной телефонной линии. Один из отрядов бригады направился в Докшицы, а затем — в деревню Дубровка. За это время сожгли немало больших и малых мостов, сделали много лесных завалов, ловушек, перекопов. Таким образом, вывели из строя около 200 км автодорог. Разгромили ряд волостных управлений на территории Кривичского и Докшицкого районов. Совершили несколько налетов на железную дорогу Молодечно — Полоцк, разоружили 20 полицейских групп, порвали на много километров телефонные линии. Самое главное — партизаны смогли без потерь разрушить Кальницкий мост, прервав таким образом прямое сообщение между Минском и Витебском.
Крупнейшей операцией «железняковцев» было освобождение районного центра Бегомль. Райцентр приобрел большое значение для оккупантов в их борьбе с партизанским движением в северо-восточных районах Минской области. Этот крупный поселок городского типа был связан с Борисовом, Минском, Долгиново, Докшицами, Лепелем автомобильными дорогами, проложенными через лесисто-болотистую местность. Поселок был опасен еще и тем, что фашисты могли превратить его в опорный пункт для сосредоточения карательных войск. Осада Бегомля длилась два дня, и 19 декабря 1942 года поселок был взят партизанами. Здесь была создана военная городская комендатура, размещен штаб бригады, передвижной госпиталь, ряд тыловых служб. Начата подготовка к обороне города и всего района. В день освобождения бригада пополнилась 300 добровольцев. Соседние отряды и бригады усилили боевую активность, что рассредоточивало внимание немцев, которые не могли одновременно атаковать все центры. Путь из Минска в Витебск был окончательно заблокирован партизанами. Березина севернее Борисова и ряд других водных преград могли теперь хорошо защитить мстителей от немцев. К концу декабря был освобожден весь Бегомльский район, что послужило основой для создания Борисовско-Бегомльской партизанской зоны.
В партизанской бригаде, 1943 год
С середины марта 1943 года в районе дислокации бригады действовал аэродром, через который осуществлялась связь партизан с «Большой Землей». Установление воздушной связи с неоккупированными территориями имело большое значение для партизан. Авиа поезда доставляли железняковцам, а также многим другим соединениям в данной местности медикаменты, оружие и другие продукты первой необходимости. Вывозились за линию фронта раненые бойцы. Долгое время фашисты не могли нанести никакого вреда аэродрому в Бегомле, главным образом благодаря первоклассной конспирации и маскировке народных мстителей, которые успешно использовали особенности лесистой местности, чтобы прятать планеры и грузы.
В мае — июне 1943 года в период затишья на фронте оккупанты решили использовать свои армейские резервы для ликвидации Борисовско-Бегомльской партизанской зоны. Для этого была организована карательная операция «Коттбус» силами специально сформированной группировки войск под общим названием «Боевая группа Готтберга». Возглавил ее бригаденфюрер СС и генерал-майор полиции фон Готтберг. Бригада «Железняк» дала карателям отпор: уничтожила свыше 800 гитлеровцев, 4 танка и бронемашины, подорвала 7 эшелонов, захватила 1690 единиц разного оружия. Кроме того, силами бригады под командованием Титкова был осуществлен разгром Власовской дивизии СС под командованием Гиль-Родионова и обеспечен переход остатков дивизии вместе с командованием на сторону партизан.
Огромную роль сыграла бригада в развертывании «рельсовой войны», за что и удостоилась двух благодарностей от начальника Центрального Штаба партизанского движения П.К.Пономаренко. Предполагалось разрушить железнодорожное полотно целиком. По очереди были введены группы отвлечения, саперов и отряды прикрытия. Когда было снесено 11 км железнодорожных путей, потребовалось противостоять попыткам немцев восстановить коммуникации. К счастью, высланный врагом словацкий полк не стал активно бороться с партизанами, а частью и помог им в диверсиях, но вскоре был разоружен фашистами и отведен. На участке Молодечно — Полоцк ситуация после этого усложнилась, но диверсии продолжались. Уничтожались и автомобильные дороги. Всего же в «рельсовой войне» члены бригады подорвали более 5,5 тыс. рельсов, пять железнодорожных мостов.
За образцовое выполнение заданий командования в тылу врага и особые заслуги в развитии партизанского движения майору Титкову Ивану Филипповичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 января 1944 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Кроме того, Титков награжден орденами Ленина, Красного Знамени, медалями.
После освобождения района действия партизанской бригады Иван Филлипович служил в Красной Армии, в 1945 — ушел в запас. Долгое время работал в органах госбезопасности, однако в 1956 году выразил несогласие с вводом советских войск в Венгрию и был уволен из КГБ. С 1958 года работал управляющим строительным трестом в городе Гурьеве (ныне — Атерау — административный центр Атерауской области Республики Казахстан), строил промышленные объекты на Мангышлакском полуострове. Затем вернулся в Минске, где и скончался 23 июля 1982 года. Иван Филиппович похоронен в Минске на Восточном («Московском») кладбище.
Командир Лепельской партизанской бригады Герой Советского Союза В.Е.Лобанок, командир партизанского соединения Борисовско-Бегомльской зоны Р.Н.Мачульский и командир партизанской бригады «Железняк» Минской области И.Ф.Титков (слева направо)
Из воспоминаний Григория Моисеевича Каплана, воевавшего в бригаде «Железняк»:
«Бригада «Железняк» была крупным и боеспособным партизанским соединением, в котором был порядок. Комбриг, полковник Титков, пользовался авторитетом, и свои отряды держал в кулаке. В составе бригады была своя артиллерийская техника, целый парк мотоциклов и прочей техники, но что самое главное, в зоне ответственности бригады находился партизанский аэродром, обслуживающий нужды Минского соединения. По ночам на самолетах нам привозили оружие, боеприпасы, продовольствие, а на обратном пути забирали тяжелораненых. Моей роте несколько раз приходилось охранять этот лесной аэродром. Еды и одежды у партизан хватало, и дисциплина была на уровне…
Отряды лесных мародеров, шастающие по лесам и маскирующиеся под «советских партизан», старались не связываться с партизанами «Железняка», так как Титков мародерские группы ненавидел и расправлялся с ними без жалости».
Память
Именем Ивана Филипповича Титкова названа улица в городском поселке Бегомль, а бригаде «Железняк» установлен памятник.
Продолжение следует…
При подготовке материала использовалась информация с сайта www.peramoga.belta.by