Среди организаторов и руководителей антифашистского подполья и партизанского движения на территории Витебской области в 1941-1942 годах почетное место принадлежит Герою Советского Союза, командиру партизанского отряда и бригады, командующему всеми партизанскими силами Оршанской зоны Константину Сергеевичу Заслонову (партизанский псевдоним «Дядя Костя»).
Родился Константин Заслонов 7 января 1910 года в городе Осташков Калининской области. Отец содержал небольшое хозяйство: имел лошадь, жеребенка и двух коров. В 1930-е годы вся семья (отец, две его сестры и двое братьев) была раскулачена и выслана на Кольский полуостров, в Хибиногорск (ныне Кировск). Денег не хватало, и восьмилетний Костя работал пастухом, а через год пошел в школу. Первая учительница Заслонова, Анна Васильевна Раздерова, позже вспоминала, что он выделялся среди всех детей своими незаурядными способностями и усидчивостью. Одновременно работать и учиться было нелегко. Сестра Татьяна рассказывала: «Костя был одним из старших детей, ему приходилось работать наравне со взрослыми. Бывало, разбудят до рассвета молотить, он проработает часа три-четыре и так, недоспавши и наработавшись, шел в школу». В 1927 году школьная комсомольская организация направила Константина как отличника в Великолукскую профтехшколу железнодорожного транспорта, которую он окончил в 1930 году.
По комсомольскому призыву вместе с женой Заслонов был направлен на Дальний Восток, где восстанавливал депо на станции Вяземская под Хабаровском. В 1935 году он стал помощником начальника паровозного депо Новосибирска. В семье родилась дочь Муза. Из-за голода здоровье жены стало резко ухудшаться и Константин отправил ее вместе с дочерью в Витебск. Но самому уехать было нельзя, чтобы не «опозорить честь комсомольца-добровольца». По воспоминаниям дочери, прибыв в Витебск, жена прислала обратно открытку, будто бы Заслонова срочно вызывают на учебу в Ленинградский институт инженеров дорожного транспорта, и его отпустили учиться.
Так он вернулся в Витебск и стал работать в железнодорожном депо. С 1937 года был начальником депо станции Рославль, а с октября 1939 года — станции Орша.
Орша была крупным железнодорожным узлом, и с 23 июня 1941 года подвергалась бомбежке по несколько раз в день. Железнодорожники сутками не выходили из депо, днем и ночью ремонтировали паровозы. Руководил работами Константин Заслонов. В первые две недели войны более 150 паровозов резервного парка были подготовлены и выданы под составы.
2 июля Заслонов получил приказ о немедленной эвакуации оборудования паровозного депо, а через десять дней с воинским эшелоном покинул Оршу и Константин Сергеевич. Добравшись до Москвы, Заслонов обратился в Наркомат путей сообщения с просьбой отправить его на оккупированную территорию организовывать сопротивление фашистам.
Заслоновцы добывали взрывчатку и изготовляли угольные мины для проведения диверсий на коммуникациях врага. Успешно использовались и ночные бомбардировки узла. Немцы во время бомбардировок отсиживались в бункерах, в то время как отряд Заслонова мог свободно распоряжаться депо. После бомбежек тяжело было разобрать, какие аварии произошли по вине бомбежек, а какие нет. Устраивали заслоновцы и другие необычные диверсии. За три месяца подпольщики-заслоновцы организовали около 100 крушений поездов, вывели из строя, уничтожили более 200 паровозов, тысячи вагонов и цистерн, свыше 200 автомашин и другой техники врага. Диверсиям способствовала и суровая зима — небывалые сорокаградусные морозы позволили подпольщикам блокировать всю систему обеспечения станции водой.
Заслонов хорошо понимал, что когда-нибудь придется покинуть Оршу. Поэтому еще в январе 1942 года приступил к подготовке лесной базы. Под угрозой провала Заслонов с группой подпольщиков ушел из Орши и развернул партизанскую борьбу. С февраля 1942 года он стал командиром партизанского отряда, который насчитывал 35 человек, и уже в марте была первая боевая операция: уничтожение продовольственных складов.
15 июля 1942 года было принято решение о создании на базе партизанского отряда, насчитывавшего к тому времени 250 человек, партизанской бригады «Дяди Коли», которая после его смерти получила наименование «1-я партизанская бригада имени К.С.Заслонова». День создания бригады стал днем ее первого боевого крещения: шесть часов шел бой, заслоновцы уничтожили целую карательную группу. Партизаны бригады под руководством комбрига совершали диверсии на железных дорогах Орша-Смоленск, Витебск-Полоцк, Витебск-Орша, на шоссейных и грунтовых дорогах. Заслонов возглавлял боевые действия против немецко-фашистских захватчиков на территории Оршанского, Богушевского, Сенненского, Лиозненского и других районов.
Через много лет начальник Белорусского штаба партизанского движения Петр Захарович Калинин вспоминал: «Отряд К.С.Заслонова с первых же дней развернул активную боевую деятельность. За короткий срок заслоновцы уничтожили около десяти продовольственных складов, смело нападали на немецкие гарнизоны, расположенные в селах близ Орши, организовывали крушения железнодорожных эшелонов, следовавших к линии фронта».
В период, когда бригада совершала рейд, Центральный Комитет КП(б)Б принял решение — возложить на Константина Сергеевича Заслонова командование всеми партизанскими силами Оршанской зоны. 5 ноября, сдав бригаду комиссару Людвигу Ивановичу Селицкому, Константин Сергеевич приступил к новым обязанностям.
13 ноября 1942 года фашисты, узнав о том, что в деревне Куповать находится штаб бригады Заслонова, окружили ее. Более четырех часов продолжался бой. Заслонов решил дождаться темноты и идти на прорыв. Его скосила пулеметная очередь. 14 ноября 1942 года в бою с карателями у деревни Куповать Сенненского района легендарный комбриг погиб. Ему шел 33-й год. Поскольку даже за мертвого Заслонова немецкая администрация обещала большое вознаграждение, то местные жители деревни спрятали его тело. Позже тела погибших партизан были похоронены. После войны Константин Сергеевич Заслонов был перезахоронен в Орше.
7 марта 1943 года ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Он награжден двумя орденами Ленина и медалью.
Память
В честь Константина Заслонова станция 116-й км в Лепельском районе переименована в железнодорожную станцию Заслоново, деревня Козодои Сенненского района — в деревню Заслоновка. Его имя присвоено музею и средней школе в Орше, детской железной дороге в Минске, его именем названы улицы в Минске, во многих областных и районных центрах Беларуси.
В Орше открыт мемориальный музей Героя Советского Союза К.С.Заслонова, создана аллея в мемориальном парке героев. Заслонову установлены памятники в деревне Куповать Сенненского района, на перекрестке автомобильных дорог Минск-Москва и Орша-Витебск, а на месте гибели — стела. Имя Константина Сергеевича Заслонова навечно занесено в Книгу народной славы. В годы Великой Отечественной войны его имя было присвоено двум партизанским бригадам, действовавшим на оккупированной территории Беларуси. О нем слагались песни и легенды. В послевоенные годы Константину Заслонову были посвящены художественные фильмы, спектакли, произведения живописи, музыки и скульптуры.
У Константина Заслонова — две дочери Ирина и Муза. Муза Константиновна Заслонова — кинорежиссер, сняла фильм об отце и написала документальный роман «Фамилия». Внук Роман Заслонов — художник.
Из воспоминаний о Константине Заслонове:
Нормировщик технического отдела К.В.Усенко вспоминал: «Будучи мастером паровозного депо, Заслонов был очень строг к подчиненным и к окружающим, требовал от них того же, что делал сам — отдавал себя полностью своей работе. Свою требовательность Заслонов сочетал с чуткостью к людям. Был случай, когда, чтобы поддержать семью многодетного железнодорожника, он отдал половину своего пайка, полученного на полгода вперед».
Сохранилась характеристика Заслонова, которую дал секретарь горкома партии Г.Д.Резников: «Я увидел человека, который отдавал себя всего делу, он жил своим делом, причем трудно сказать, чтобы он чего-то не знал в масштабе своих обязанностей, наоборот, он мог заменить любого машиниста, кочегара, он был слесарь, токарь и не гнушался никакой работой. Он не подделывался под рабочих, не грубил, но умел требовать, и знание дела поднимало его авторитет. Начальству он не подхалимничал, держал себя просто, в то же время был вежлив».
Центральный печатный орган железнодорожников, газета «Гудок», в статье «Рабочий день начальника депо» ставил Заслонова в пример всем руководителям транспорта. Так описывает Заслонова командир 1-й бригады Иванов: «Как начальник, Константин Сергеевич был строг и вежлив, как товарищ — общителен и шутлив. Но в работе и жизни эти черты всегда сказывались вместе и неотъемлемо. Простота и скромность всегда украшают умного человека».
Продолжение следует…
При подготовке материала использовалась информация с сайта www.peramoga.belta.by