Инновационный проект

С 2015 по 2018 год в Гомельском областном Дворце творчества совместно с областным центром коррекционно-развивающего обучения и реабилитации реализуется инновационный проект «Внедрение модели взаимодействия учреждений специального образования и дополнительного образования детей и молодежи по развитию инклюзивного образования». Реализация проекта осуществляется под руководством Екименко Светланы Викторовны, директора учреждения образования «Гомельский государственный областной Дворец творчества детей и молодежи».
Научное сопровождение осуществляется консультантами – Валитовой Ириной Евгеньевной, доцентом кафедры психологии развития государственного учреждения образования «Брестский государственный университет им.А.С.Пушкина» и Никифоровой Лидией Николаевной, проректором по научно-методической работе государственного учреждения образования «Гомельский областной институт развития образования».
Исходя из основных концептуальных положений проекта, в инновационной деятельности задействованы: заместитель директора по учебно-воспитательной и методической работе, заведующий информационно-методическим отделом, педагоги, имеющие мотивацию и потенциал к реализации инновации и представляющие направления образовательного процесса (объединения по интересам «Фантазюля», «Веселый карандаш», «Вокальный»), педагог-психолог.
За период реализации проекта проведено:
• заседания межведомственного Совета по инноватике с участием представителей здравоохранения, общественных организаций «Подведение промежуточных итогов реализации инновационного проекта»;
• более 8 заседаний школы педагога-инноватора;
• занятия «Мой друг – аутист» с типично развивающимися детьми (на предмет подготовки к включению ребенка с РАС в объединения по интересам «Фантазюля», «Дизайн виртуальной среды», «Журналист», «Изобразительное творчество», «#Music Way»);
• инклюзивное занятие с детьми с РАС и их с родителями, учащимися-волонтерами Дворца творчества «Мы знаем – ты сможешь», в ходе которого выявлена проблема организации благоприятной и безопасной обстановки (легкий доступ к механизмам, которые могут навредить здоровью учащихся с РАС);
• акция, приуроченная к Международному дню информирования о проблемах аутизма;
разработано:
• диагностический инструментарий, проведен социальный опрос учащихся Дворца творчества с целью выявления информированности о проблеме аутизма, готовности к взаимодействию с ребенком с РАС в объединении по интересам;
• сценарий театрализованного представления «Он не такой как все» для воспитанников дошкольных учреждений и учащихся младших классов с использованием интерактивного диалога. Концепция спектакля заключается в том, чтобы отразить психологические особенности переживания появления ребенка с ОПФР в семье, способствовать воспитанию толерантного отношения.
В результате определена группа учащихся ЦКРОиР для включения в объединения по интересам Дворца творчества.
В целях обеспечения эффективных условий реализации инновационного проекта осуществлялась работа по совершенствованию профессиональных компетенций педагогов. С этой целью педагоги дополнительного образования приняли участие в тренингах «Инклюзивные процессы как фактор повышения качества жизни людей с ограниченными возможностями», «Профилактика профессионального выгорания педагога-инноватора при работе с детьми с РАС», «Язык творчества», обучающем семинаре «Организация работы с детьми с РАС, трудностями в обучении» с участием специалистов из Великобритании.
Педагог-психолог принял участие в обучающем мини-курсе «Синтез музыки, движений и видеоизображений» от шведской культурной организации ShareMusic & Performing Arts. Курс посвящен обучению практической деятельности и созданию инклюзивного продукта – представления, в которое были включены не только люди с особыми потребностями, но и сотрудники учреждений образования, центров коррекционно-развивающего обучения, территориальных центров, волонтеры. Тезисы педагога-психолога вошли в сборник материалов областной конференции «Мировой опыт инклюзивного образования. Реализация инклюзивного образования в Республике Беларусь» по теме «Система работы по внедрению инклюзивного образования в учреждении дополнительного образования детей и молодежи».
Однако, в процессе реализации проекта обозначены следующие проблемы:
• недостаточность объема знаний, специальных навыков определенной образовательной области, темпа освоения образовательной программы воспитанниками с РАС;
• неосознанность внутренней мотивации к взаимодействию и общению с типично развивающимися сверстниками и необходимость создания внешней мотивации с использованием дополнительных стимулов (поощрение, вознаграждение);
• высокая требовательность законных представителей детей с РАС к конечному результату.
Для решения вышеназванных проблемных принято решение о продлении сроков реализации инновационного проекта на 2 года.